Размер шрифта:
Цветовая схема:

Требования к освещенности рабочих мест учащихся

Свет является естественным условием жизни человека, необходимым для здоровья и высокой производительности труда, основанной на работе зрительного анализатора, самого тонкого и универсального органа чувств. Свет представляет собой электромагнитное излучение с длинной волны 0,38 – 0,76 мкм. и влияет на разнообразные физиологические процессы в организме, способствует росту, активизирует процессы обмена веществ, повышает газообмен.

Огромно значение света в профилактике зрительного утомления и наиболее распространённых расстройств  зрения, в частности близорукости, и особенно в детском и подростковом возрасте, так как именно в детском возрасте формируется рефракция глаза, влияющая на уровень зрительных функций и зрительную работоспособность. Поэтому в помещениях для детей и подростков должны быть созданы оптимальные условия освещения.

Основная информация об окружающем мире – около 90% - поступает через зрительное восприятие. Именно поэтому гигиенически рациональное освещение рабочего места учащегося имеет огромное положительное значение в сохранении и укреплении здоровья детей.

Уровень естественного освещения классного помещения, прежде всего, зависит от величины окон. Чем больше их размер, тем больше проникает в помещение световых лучей, тем больше освещение рабочего места школьника. Установлено, что площадь застеклённой поверхности окна в городских школах должна относиться к площади пола как 1:4 или 1:5. Это отношение называется световым коэффициентом. Верхний уровень окна должен располагаться как можно ближе к потолку (20-30 см), так как наиболее удалённые от окон места в классе освещаются именно этой частью окна. В связи с этим недопустимо устройство в школах окон с полукруглой верхней частью или в виде треугольника, так как в этом случае уменьшается светонесущая часть окна. Освещение класса зависит от величины простенков между окнами, так как ученические места, расположенные против широких простенков, будут освещены недостаточно. Поэтому простенки между окнами следует устраивать по возможности меньшими (от 30 до 50 см.). Окна класса не должны быть затемнены противостоящими зданиями.

Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещения кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.

Перечисленные требования к естественному освещению школьных помещений учитываются при строительстве школьного здания. Но есть целый ряд моментов, которые влияют на освещённость и могут полностью осуществляться администрацией школы.

Одним из важных факторов, определяющих комфортность рабочего места учащегося, является его освещённость. Для того чтобы искусственное освещение не способствовало снижению работоспособности и не ухудшало зрительных функций учащихся, оно должно отвечать целому ряду гигиенических требований.

Первое гигиеническое требование к искусственному освещению – достаточный уровень освещённости. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске - 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.

Другое гигиеническое требование – равномерное распределение света по всей площади помещения. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания для общего освещения. Для создания равномерного освещения необходимо правильно разместить светильники. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Спектр света от люминесцентных ламп близок к видимой части спектра естественного света; кроме того, люминесцентное освещение даёт рассеянный свет, не имеет большой яркости и не создаёт резких теней. Лампы дневного света, в противоположность лампам накаливания, не влияют на температуру воздуха, так как дают холодный свет. Это обстоятельство даёт возможность обеспечить высокий уровень освещённости без нарастания температуры воздуха.

Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. В некоторых классах и лабораториях, используемых для показа учебных фильмов, имеются затемняющие шторы. Педагоги должны очень внимательно следить за тем, чтобы шторы после просмотра поднимались выше верхнего края окна, иначе они будут загораживать наиболее светонесущую часть окна.Мебель в классе следует располагать так, чтобы свет падал с левой стороны по отношению к учащимся, так как иначе тень от руки во время письма школьника будет затенять тетрадь.

Освещённость класса зависит от окраски стен, потолка и мебели. Тёмные цвета поглощают большое количество световых лучей и тем самым снижают степень освещённости. Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам – белый.

Высокие цветы, расположенные на подоконниках, тоже уменьшают освещённость. Совершенно недопустимо устраивать в оконном проёме специальные полочки-лесенки, которые вместе с цветами, полностью закрывая окно, затемняют классную комнату. Известно, что если цветы заслоняют даже около 20% оконного проёма, то это приводит к потере 15-22,6% света в классе. Для создания уюта и красоты цветы в школе необходимы, но располагать их надо на противоположной окнам стене, на полу или подвесных кашпо, чтобы они не загораживали свет.

Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок. Рекомендуется светильники размещать выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Одной из основных характеристик источников искусственного освещения, отражающая частоту мерцания и качество света в целом, является пульсация светового потока (коэффициент пульсации). Видимые глазом пульсации вызывают раздражение, но также отрицательное влияние на зрительную работоспособность и нервную систему. Норма коэффициента пульсации регламентируется санитарными правилами и нормативами. Так, например, в учебных кабинетах, кабинетах информатики, кабинетах черчения и рисования, мастерских, лабораториях при учебных кабинетах коэффициент пульсации не должен превышать 10%, в  спортивных залах – 20%, что достигается подбором соответствующих источников (ламп, светильников) искусственного освещения.

Освещенность - важный фактор производственной и окружающей среды. Свет - ключевой элемент способности видеть, оценивать форму, цвет окружающих нас предметов. Свет создает благоприятные условия для жизни и деятельности человека.